23:05 

Bad Blood

Gabrielle Delacour
If velvet could speak it would sound like Rickman. Si le velours pouvait parler il sonnerait comme Lavoie.
Ура, наступило лето, и в честь этого - запись об интересном, серьезном и по-своему провокативном фильме.

"Дурная кровь" - короткометражный фильм 2005 года. Снят по мотивам одноименной новеллы, которая входит в известный роман Ирвина Уэлша "На игле". "На игле" - в принципе роман в новеллах, так что его не обязательно читать полностью. Новелла "Дурная кровь" - вполне самодостаточная история. Ее можно прочитать, например, здесь.

Это тяжелая история вроде как о мести и воздаянии, а на самом деле - о ВИЧ, СПИДе и их стигматизации в обществе. Во всяком случае для меня она стала именно об этом.


Главный герой, он же рассказчик, от лица которого написана новелла, - ВИЧ-инфицированный. Он посещает группу поддержки для ВИЧ-инфицированных, и мы видим участников этой группы его глазами. Разные люди с разными историями: наркоманы, любители случайных сексуальных связей, алкоголики... Сам Дэви (наш герой) - обычный хороший парень. Как мы узнаем потом, он получил ВИЧ от своей девушки, которую изнасиловал ВИЧ-положительный мужик, знавший о своем диагнозе. И вот тут возникает искушение сказать, что таким образом наш герой (и его девушка) вообще ни в чем не виноваты и не заслужили своего диагноза... И ловишь себя на мысли, что, получается, другие люди его заслужили. Потому что они - наркоманы или гомосексуалисты или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Очень отрезвляющее, хотя и очень неприятное ощущение собственного то ли лицемерия, то ли чистоплюйства. Спасибо режиссеру (без иронии).
Итак, наш герой посещает группу поддержки ВИЧ-инфицированных, но на самом деле не потому, что ему нужна поддержка, а потому, что он выследил мерзавца, изнасиловавшего его девушку, и теперь хочет ему отомстить. Он нашел единственное слабое место, чувствительную, уязвимую точку в жизни Алана Вентерса (негодяя) - сына. У негодяя есть сын, он любит его, хоть его мать и не дает им видеться, более того - больной и уже умирающий Вентерс видит в сыне свое бессмертие, свое продолжение. Месть сыну и станет самым страшным наказанием, самой тяжкой мукой для жестокого, циничного и равнодушного Вентерса.
Автор морочит нам голову и на некоторое время заставляет поверить, что в своей жажде мести Дэви пошел до конца. Дэви познакомился с матерью маленького Кэвина, заслужил ее доверие, остался посидеть с Кэвином однажды вечером... А потом принес умирающему Вентерсу страшные фотографии окровавленного мальчика и рассказал, что истязал его, изнасиловал и убил. И затем он убил самого Вентерса, задушив его подушкой. Местью была, разумеется, не сама смерть, Вентерс и так умирал, но страшное отчаяние, бесконечный ужас при мысли о том, что случилось с его ребенком и почему это случилось.
И разумеется, фотографии были фальшивкой. На самом деле Дэви лишь усыпил мальчика и инсценировал страшные пытки с помощью крови и муляжей ран. Парадоксальным образом (или наоборот, вполне логично) это ужасное действие примирило его с жизнью. Он рассказал родителям о своем диагнозе и помирился с ними, он снова нашел любовь и взаимопонимание со своей девушкой, он следит за здоровьем и проживет долгую жизнь...

Жизнь прекрасна. Я буду наслаждаться ею и проживу долго. Медики называют это длительной выживаемостью. Просто я знаю , что так будет.



Акценты в короткометражке смещены. Нет истории с родителями Дэви, соответственно нет финального примирения. Его девушка не появляется в сюжете, и нет их воссоединения. С одной стороны сюжет слегка смягчен: Дэви не упоминает, что изнасиловал мальчика перед смертью, а говорит только о пытках, и Дэви не убивает Вентерса собственными руками, он явно умер сам, просто очень скоро. Но с другой стороны в финале у нас нет никакого облегчения. Дэви отомстил - но стало ли ему лучше? И если новелла заканчивается светлой фразой, процитированной выше, то фильм заканчивается репликой Дэви: "Говорят, в этом мире нет невиновных. Но некоторые виноваты больше, чем другие". Болезнь убивает невиновных, сказал Вентерс, имея в виду Дэви. Мы снова возвращаемся к идее СПИДа (и ВИЧ), как воздаяния, кары за неподобающую жизнь, за разврат, за наркоманию или "неправильную" сексуальную ориентацию. Как прочно эта мысль сидит в голове! Как интересно ее выловить и препарировать...
Алан играет Дэви, играет отлично (ИМХО). На мой взгляд, еще одно важное смещение акцента: в центре фильма - месть. Слоган фильма "На каком этапе месть зайдет слишком далеко?". Дэви вправе отомстить за то, что случилось с ним? До какого момента наши симпатии будут на его стороне? До какого момента он будет прав и можно ли вообще оставаться правым, когда мстишь?
Лучшая сцена фильма - когда Дэви смизображениеывает с рук кровь (настоящую кровь, на секунду, он стащил ее из больницы!), много-много крови, и смотрит на себя в зеркало. Он не сделал мальчику ничего плохого в реальности - но он придумал, что сделал бы с ним, чтобы уничтожить Вентерса. И он расскажет Вентерсу ужасные душераздирающие подробности - в голове своей, в фантазии своей переживая пытки и убийство.


Постер фильма
изображение

Кадр

изображение

Больше ничего не нашлось, увы.
Интервью режиссера на сайте Ирвина Уэлша - здесь. В интервью режиссер характеризует Алана как "одного из тех парней, которым вообще не нужно говорить. Одного выражения лица достаточно". И еще много хороших слов о том, как необычна была для него эта роль.

Сам фильм можно посмотреть здесь. Нет субтитров и перевода, но, во-первых, все спойлеры выше, а во-вторых, можно прочитать новеллу.

@темы: фильмы, короткометражки

   

Cummings commune

главная