"Чайка" - спектакль 2008 года, поставленный в нью-йоркском театре Classic Stage Company российским режиссером Вячеславом Долгачевым, руководителем Московского Нового драматического театра. Руководитель CSC Брайан Кулик хотел, чтобы американский зритель получил пьесу Чехова из первых рук - то есть в постановке российского режиссера. Судя по интервью, работа оказалась интересным опытом и вызовом для обеих сторон: режиссер, привыкший к репертуарным спектаклям и длинным репетициям, был вынужден работать над коротким проектом в бешеном темпе, а американская труппа наконец-то получила возможность сыграть Чехова в комедийном ключе.
В ру-нете о спектакле писали, например,
здесь и
здесь (да, Каммингс, мерсские хоббитсы), а в
альбоме группы МНДТ в контакте можно посмотреть фотографии.
Алан Камминг играл Тригорина.
О спектаклеКак обычно, спектакль получил смешанные отзывы, но понравился многим. В маленькой, но эмоциональной рецензии в Time Out рецензент написал, что "На эти три часа Станиславский перестал вращаться в гробу". Критики хвалили режиссера, наконец-то, мол, у нас настоящий Чехов от режиссера из мхатовского гнезда; звездный состав, особенно Дайану Уист; стеклянно-зеркальную сцену, похожую на поверхность пруда; почти слаженным хором ругали звуковое решение, в частности крики чаек, звучавшие на протяжении спектакля - я думаю, мы все заочно с ними согласимся.
Дайана Уист, не только исполнительница роли Аркадиной, но и инициатор постановки в принципе, получила от критиков больше всех похвал. (Дважды оскароносная актриса, она играла, среди прочего, в "Эдварде Руки-Ножницы" и в "Десятом королевстве" - Злую королеву). В подробной рецензии в Variety рецензентка отмечает не только ее великолепный сценический образ и мастерство, но и безжалостность по отношению к героине: лишь ненадолго мы можем увидеть в Аркадиной человека, эмоциональную женщину и любящую мать, вспышка эмоций (в сцене с сыном после попытки самоубийства) тут же прячется под маской столичной дивы. А вот критик из New York Times оказался не так захвачен восторгом: пьеса, мол, распадается на отдельные подчеркнутые фразы, много крика и аффектации вместо настоящих чувств. Но зато именно в этой рецензии внезапно описана яркая и вкусная сцена: "Даже когда Аркадина умоляет Тригорина не покидать ее, осыпая его бесстыдной лестью, она это делает "на разрыв легких". Но эта истерика, кстати, скоро сменяется спокойствием: Тригорин и Аркадина понимающе смеются, давая нам понять, что оба прекрасно знают, что это лишь игра, привычная и доставляющая удовольствие обоим". Не отказалась бы увидеть это.
Критик из Newyorker и вовсе суров: костюмы пародийны, режиссура хаотична и расфокусированна, Уист спасает ее талант, остальная пьеса рассыпается на куски, Камминг, бледный и экстатичный, бродит по сцене с блокнотом, и все. Ну и на том спасибо.
Страница спектакля на сайте CSC - чуть больше фотографий
15-минутная
запись интервью на радио по поводу "Чайки".
И в этом интервью, и в записи на офсайте о спектакле Алан упоминает, что вообще-то хотел сыграть Константина, но увы. "Годы прошли, и я упустил свой шанс".
Афишка