If velvet could speak it would sound like Rickman. Si le velours pouvait parler il sonnerait comme Lavoie.
Эй, аланоманьяки, выходим из сумрака?
"Круг друзей" - замечательный фильм 1995 года, экранизация одноименного романа Мейв Бинчи, известной ирландской писательницы и журналистки. О книгах Мейв Бинчи в первую очередь говорят как о женском чтении. Автор рецензии в сообществе "Книги, рекомендуемые феминистками" даже упоминала, что на ее шефа косо смотрели в книжном, когда он покупал ей книги Бинчи в подарок. Что ж, это женское письмо в том смысле, что в центре повествования - судьбы трех девушек. Но романтических штампов и сахарного хеппи-энда не будет, это не дамский роман, это "чиклит" (собственно, мамой "чиклита" и называют Мейв Бинчи). О фильме со спойлерами Фильм режиссера Пэта О'Коннора стал самым кассовым независимым фильмом в США в год своего выпуска. Он получил отличные отзывы критиков и завоевал любовь зрителей. В главных ролях снялись замечательные Крис О'Доннелл, Эйдан Гиллен, Колин Ферт, совершенно великолепная Минни Драйвер (которая в своей роли не боится быть смешной) и мой персональный фаворит - Саффрон Берроуз. Итак, Ирландия, 1957 год. Ив и Бенни, подруги детства, поступают в Дублинский университет. Там они встречают старую знакомую Нэн, с которой дружили когда-то, и знакомятся с целым новым миром, в том числе и молодыми людьми. Дружба, первая любовь, первые разочарования, первые соблазны - и все это на фоне строжайшей ирландской провинции 50-х годов, милой и ужасной одновременно. Сценарист и режиссер слегка подрихтовали оригинальный сюжет, чтобы закончилось все воссоединением влюбленных, но даже это изменение не превратило историю в сопливый штамп, она по-прежнему неплоха. Главная героиня, конечно, Бенни Хоган в исполнении Минни Драйвер, простая, славная, полная (кажется, каждый критик счел своим долгом написать, что Минни Драйвер набрала 30 фунтов для этого фильма!), наивная и честная, можно сказать, авторское альтер эго. Бенни любит родителей, но пытается вырваться из-под их удушливой опеки, пытается найти свой путь в жизни (и находит!). Она целомудренна и невинна, поэтому такая трогательная на вечеринке со своей дурацкой прической и фантастическим декольте, и поэтому так спокойно и просто говорит о сексе с парнем, в которого влюбляется. Ей предстоит пережить смерть любящего, хоть и гипер-опекающего отца, отвратительные ухаживания и мошенничество навязанного жениха, предательство подруги и разочарование в первой любви. В книге Джек и Бенни не сошлись после всего пережитого. В фильме, как уже было сказано, нам предложили хеппи-энд, но нужно отдать должное авторам: Бенни не бросается на шею Джеку, стоит ему поманить ее пальцем. Она изменилась, была вынуждена повзрослеть и потерять множество иллюзий. Они с Джеком начинают все сначала, и в данном случае это не пустые слова. На мой взгляд, счастливое завершение истории Бенни не выглядит фальшивым, она просто разобралась со своими чувствами и отношениями с Джеком так же старательно и последовательно, как она разбиралась с двойной бухгалтерией в отцовском магазине. И преуспела и там, и там. Как по мне, история Ив несколько отошла на второй план, она больше оттеняет романы Бенни и Нэн. Но это славная и приятная история девушки, которая училась, трудилась, хорошо себя вела и получила награду (ах, если бы и в жизни так). И наконец, Нэн и моя любимица Саффрон. Изумительно красивая без капли вульгарности, Нэн фактически играет роль злой разлучницы для Джека и Бенни. Но к ней ничего, кроме сочувствия, не испытываешь. Красивая неглупая девочка из многодетной семьи, она хочет красивой и благополучной жизни, удачного замужества за аристократом (а что еще делать женщине в 50-х?!). Она расставляет наивные сети на богатого завидного жениха, он с удовольствием в них попадает, наслаждается... а потом сует бедняге чек и адрес абортмахера. Омерзительная история, как по мне, персонаж Ферта куда омерзительнее Шона Уолша. Но ладно, о нем после. Нэн никак не тянет на коварную соблазнительницу, хотя и явно видит себя таковой, подстраивая свидания с Саймоном и распаляя его страсть в машине. Сцена в мотеле лирична и смешна одновременно: Нэн в ужасной шикарной ночной сорочке заботливо приносит полотенце, чтоб не запачкать гостиничные простыни... Я уже говорила, что Саймон куда хуже Уолша? Бедные, бедные 50-е, как же нам повезло жить сейчас... Спасая свою репутацию, Нэн торопливо соблазняет Джека, чтобы выйти за него замуж и скрыть свой позор. С одной стороны, она цинично топчет чувства Бенни (ну и Джека заодно). С другой - Господи, да ведь это 50-е! Она спасает свою жизнь, почти без преувеличения, а Бенни выйдет из этой истории с минимальными потерями, кого интересует разбитое сердце.К тому же, у нее есть Шон... Ладно, это шутка, Шон действительно мерзкий. Об Алане со спойлерами Шон Уолш - помощник в магазине отца Бенни, отвратительный тип, который метит в партнеры и зятья, противно ухаживает за Бенни, без передышки подлизывается к ее родителям и обкрадывает их, как легко догадаться. Обычно говорят, что негодяя играть интереснее, еще говорят, что можно добавить объема, играя от контраста, мол, ищи хорошее в злодее. Мне кажется (хотя сейчас начнутся фанские вопли, куда ж без этого), что Алан добавляет персонажу объема, играя его жалким. Ну правда, при всей своей отвратительности Шон - не зло, он жалкий. Он так старается угодить, подыграть старику, осыпать комплиментами стряпню будущей тещи, он говорит таким сладим голосом, что от него тошнит в первой же сцене его появления. В отношениях же с Бенни наоборот, он пытается быть шикарным мужчиной, который так уж и быть, снизошел до невзрачной толстушки, она должна быть счастлива. Сцена в кино - великолепна, от сигареты до прицельного хвата за грудь (она ведь должна быть польщена!), сцена объяснения и предложения прекрасна, особенно когда он сюсюкает "we could rub around very nicely" (девушки на это ведутся!). Мой безусловный фаворит - печальный эпизод смерти отца Берни. Шон выходит на порог и долго-долго держит осторожную и осмотрительную паузу, прежде чем выдать очень осторожную и скромную торжествующую улыбку. Ну и наконец "гнездо разврата и порока" над магазином - жалкое зрелище. Его порнография - нудистский журнал (если не ошибаюсь "The Naturist" с подзаголовком "журнал о здоровом образе жизни и правильном питании") да пяток эротических открыток. Ну да, 50-е... И кстати об этих открытках. Конечно, нужно делать скидку на стандарты красоты и вообще, можно считать чистой спекуляцией, но дамы на открытках вполне грудастые. Из чего можно вывести, что Шону как раз нравятся пухленькие девушки, и от этого еще более мерзкими становятся его обесценивающие наезды "Ну посмотри на себя, кто б перебирал кавалерами, только не ты". В общем, замечательно жалкий мерзавец. В кино он гордо уходит в закат (со своей точки зрения, разумеется), прихватив сотню фунтов. В книге он женится на владелице местной гостиницы - еще одна, увы, более реалистичная деталь. Просто любопытные мелочи: в кино Бенни и Шон смотрят "В порту" - очень известный фильм 1954 год с Марлоном Брандо. Книга, которую Саймон показывает Нэн, "Искусство брачной любви" некоего голландского медика ван дер Канта - видимо, плод фантазии сценариста.