понедельник, 11 июля 2016
"Урбания" - высоко оцененный критиками и отмеченный множеством наград фильм 2000 года. Снят режиссером Джоном Широм по мотивам пьесы Дэниела Рейца "Городские легенды".
Это очень странная, темная, печальная и пугающая история о любви, ненависти, смерти и мести, которая разворачивается на грани бреда и реальности в плывущих декорациях ночного города.
И да: это любовь между двумя мужчинами.
Действие происходит в ночь перевода часов, что добавляет происходящему еще нереальности, а сюжету - метафоричности. Главный герой - Чарли (Дэн Фаттерман) - бродит по городу мутной и неприветливой ночью. Он потерял своего любимого, Криса (Мэтт Кислар), и теперь пытается не то помириться с ним, не то изменить ему, не то забыть его. Постепенно из намеков, воспоминаний, флешбеков и оговорок мы восстанавливаем полную картину: несколько месяцев назад Криса изнасиловали и убили, теперь Чарли ищет его убийцу, чтобы отомстить. В своих поисках он пересекается с разными людьми и рассказывает и выслушивает городские легенды. Это разные страшилки о жизни в городе: хот-доги с крысами, торговцы человеческими органами, зараженные иглы в телефонных будках, больные СПИДом соблазнители в барах... Городские легенды окружают Чарли, рассказы врываются в жизнь, а жизнь становится байкой. Так, бомж возле дома Чарли рассказывает ему историю о женщине, которая так заработалась, что когда грузила в машину сумки и ребенка, то сумки положила, а ребенка так и забыла на крыше машины (и что этим ребенком был он). Чарли уходит и тут же сталкивается с женщиной, у которой в руках множество сумок и маленький ребенок. Сам Чарли в баре рассказывает случайной парочке историю о парне, гее, который живет один и мастурбирует под бурные вздохи своих соседей (и таким образом они как бы занимаются сексом втроем), и в процессе парочка понимает, что речь идет именно о них - они не случайные собутыльники, а соседи Чарли.
Собственно, такой городской легендой должна стать и история Чарли и Криса. Чарли хочет стать страшилкой гомофобов, городской байкой о том, как одного гея убили, а теперь его парень мстит. Он воображает это убийство, проигрывает его в фантазиях, рассказывает о нем Крису - тоже в воображении, но в реальности не совершает. Он не убийца. И таким образом его лихорадочное бредовое ночное приключение становится способом оплакать Криса, примириться с мыслью о его смерти и найти покой.
При том, что фильм странный, темный, жестокий и безнадежный, он потрясающе снят и смонтирован. Смена планов, бесконечные отражения, соскальзывания в фантазию, контраст сумрачного плывущего настоящего и светлых ярких воспоминаний завораживают.
Об Алане
Алан Камминг играет небольшую роль друга Чарли, к которому тот заходит навестить - а на самом деле просто скоротать время. Бретт - богема, Чарли характеризует его, как человека, который "рисует чайные розы и коллекционирует стекло 30-х годов", он ценитель кино 70-х, безнадежно влюбленный в Чарли, очень печальный персонаж. И он умирает от СПИДа.
В этой сцене, как и во всем фильме, великолепно двоится происходящее. Чарли заходит к Бретту - а на самом деле в свои воспоминания о вечеринке в честь его дня рождения. Каждое движение, каждое слово, каждый угол квартиры запускают его флешбеки о Крисе - и Бретт там тоже есть, фоном, счастливый (возможно, еще не заразившийся или не знающий о своем диагнозе), в ослепительной полосатой рубашке. В реальности все тихо, темно, и бледный Бретт в бежевой полосатой же пижаме. Эта потеря цвета - изумительная деталь, и для Чарли - в его воспоминаниях гораздо больше звука, света, вообще всего, чем в опустевшем без Криса мире. И для Бретта - он буквально тает, теряется, перестает быть - из-за одиночества, ненужности и болезни.
Уже дописав, обнаружила, что об этом фильме уже писали в сообществе. Но вот капсы там слетели, увы. Так что будет лишь пара мелких картинок.
@темы:
фильмы